Заполните форму
и менеджер программы перезвонит вам
в ближайшее время
Отправляя данные, Вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Заполните форму

специалист приемной комиссии

ответит на все вопросы

Отправляя данные, Вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных.
57
недель
27
дисциплин
специальная
скидка на
чёрную пятницу
32%
5000+
1340
вебинаров с доступом на период обучения и еще 90 дней после
академ часов
доступ навсегда
Программа обучения
32%
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области реабилитации речевых функций, нарушенных после органических поражений головного мозга
БОНУС
Дополнительные онлайн вебинары за каждый из которых можно получить отдельный сертификат

дисциплины
Теория обучения и воспитания
Длительность – 46 а.ч.

  • Сущность и структура процесса обучения. Современные подходы к усвоению учебной информации.
  • Сущность содержания образования. Формы организации обучения в современной системе образования.
  • Сущность воспитания, его связь с социализацией.
  • Закономерности и принципы воспитания. Содержание и организация воспитательного процесса. Многообразие форм воспитательной работы.
  • Методы обучения и воспитания. Классификация, назначение, условия эффективности и специфика.
  • Воспитывающие ситуации и технология их создания на уроках и во внеурочной работе.

Практикум: Определение факторов социализация личности. Определение принципа воспитания по его содержанию. Сравнительная характеристика нравственного чувства и нравственного мышления. Сравнительный анализ методов активного и интерактивного обучения, составление выводов об их сходстве и различиях. Составление памятки для школьников 10-11 классов с целью подготовки их к участию в дискуссиях по конкретному учебному предмету.Анализ педагогической ситуации, определение использованных методов и средств воспитательной работы; формулировка вывода об эффективности использованных методов и ошибках, допущенных педагогом. Анализ воспитывающей ситуации, обоснование выбора именно этой воспитывающей ситуации, характеристика помощи, оказанной ученику.

Общее количество практических занятий: 3
      Современные педагогические технологии
      Длительность – 46 а.ч:

      Понятие и классификации педагогических технологий. Компоненты педагогической технологии. Технологическая карта воспитания. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития. Технологии развивающего обучения. Технология проблемного обучения. Технологии личностно-ориентированного обучения. Здоровьесберегающие технологии. Игровые технологии.Технологии онлайн-образования.

      Практикум: Анализ педагогических ситуаций и определение педагогических технологий. Определение последовательности выполнения учебных действий при решении учебной задачи.Соотнесение действий педагога и обучающегося в проблемном обучении. Просмотр и проведение анализа урока в начальной школе по предложенной схеме. Задание на выполнение систематизации подходов к классификации педагогических онлайн-технологий. Проведение ранжировки перечисленных проблем по степени актуальности для современной школы.

      Общее количество практических занятий: 3
        Общая психология
        Длительность – 46 а.ч:

        • Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы психологии.
        • Понимание о поведении с точки зрения влияния потребностей, мотивов и целей деятельности.
        • Специфика познавательных процессов, их структура (ощущение и восприятие, память и внимание, воображение, мышление и речь).
        • В чем и как проявляются эмоционально-волевые процессы.
        • Как образуются индивидуально-психологические особенности личности (общая характеристика способностей человека, их типы).
        • Какие виды темперамента существуют, как формируется характер.

        Практикум: Психологический анализ практической ситуации с опорой на теорию деятельности А.Н. Леонтьева. Заполнение схемы сложного волевого действия. Выполнение задания на установление соответствия базовых эмоций их проявлениям. Выполнение задания на установление соответствия типа темперамента его типичным проявлениям.Выполнение задания, направленного на отработку умения использовать в практической деятельности знания о сущности и значении эмоций в жизни человека. Выполнение задания, направленного на отработку умения использовать в практической деятельности знания об особенностях деятельности человека.

        Общее количество практических занятий: 3
            Педагогическая психология
            Длительность – 46 а.ч:

            • Концепции обучения и их психологические основания.
            • Психологические основы педагогической деятельности.
            • Представление об основных педагогических умениях и функциях, их классификации.
            • Стиль педагогической деятельности. Определение стиля деятельности, виды стилей педагогической деятельности.
            • Психология обучения и воспитания. Основные категории.
            • Учебная деятельность. Определение и структура учебной деятельности.

            Практикум: Исследование познавательной и мотивационной сферы обучающихся различных возрастных групп с 1 испытуемым по 2-3 методикам.

            Общее количество практических занятий: 3
              Психология развития и возрастная психология
              Длительность – 46 а.ч:

              • Предмет, проблемы и методы возрастной психологии.
              • Проблема возрастной периодизации. Цель и типы периодизаций.
              • Условия психического развития.
              • Особенности психического развития в период младенчества (первый год жизни).
              • Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Развитие психических функций. Кризис 3 лет.
              • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Развитие психических функций.
              • Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Кризис 7 лет. Развитие психических функций. Развитие личности.
              • Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие. Личность подростка.
              • Особенности психического развития от юности до пожилого возраста.

              Практикум: Установление соотношения названий психосоциальных стадий, исходя из эпигенетической теории Э. Эриксона, с возрастными периодами. Определение алгоритма разрушения привязанности. Выполнение заданий на отработку умения ориентироваться в психологических особенностях кризиса 3 и 7 лет.Установление последствий разрушения привязанности. Проведение сравнения особенностей самооценки в подростковом и юношеском возрасте с заполнением таблицы. Составление характеристики развития в юношеском, зрелом возрасте, а также периода старения по показателям, предложенным преподавателем с заполнением таблицы.

              Общее количество практических занятий: 3
                  Специальная педагогика и психология
                  Длительность – 46 а.ч:

                  • Основные понятия, термины специальной педагогики.
                  • Предметные области специальной педагогики.
                  • Особенности профессиональной деятельности и личности педагога системы специального образования. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога.
                  • Современная система специального образования. Комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
                  • Дифференциация и интеграция общего и специального образования. Современное понятие интеграции. Модели интегрированного обучения.
                  • Гуманистические образовательные технологии. Педагогика Марии Монтессори. Педагогика Рудольфа Штайнера.

                  Практикум: Составление характеристики общих и специфических закономерностей психического развития при ограниченных возможностях здоровья. Подбор примеров внутрисистемной и межсистемной компенсации. Составление характеристики общих и специальных принципов в системе специального образования. Составление перечня действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в современной России.Составление перечня действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих права лиц с ОВЗ в регионе проживания обучающегося. Анализ возможностей получить различные уровни образования в России с помощью дистанционных технологий для лиц с ограниченной трудоспособностью. Проведение сравнительного анализа педагогик Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера.

                  Общее количество практических занятий: 3
                    Инклюзивное и интегрированное образование
                    Длительность – 46 а.ч:

                    • Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования.
                    • Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования.
                    • Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
                    • Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
                    • Построение системы сопровождения развития в образовании. Службы сопровождения в специальном образовании.
                    • Проектирование индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

                    Практикум: Составление характеристики свойств образовательного пространства, которые характерны для инклюзивной среды. Установление взаимосвязи между моделями интеграции и ее видами. Анализ педагогических ситуаций по проблеме педагогического сопровождения инклюзивного образования, предложение вариантов их решения.

                    Общее количество практических занятий: 3
                        Невропатология, психопатология
                        Длительность – 46 а.ч:

                        • Развитие нервно-психических функций в условиях патологии. Функциональная анатомия нервной системы. Основные неврологические синдромы.
                        • Наследственно-дегенеративные, инфекционные и травматические поражения нервной системы.
                        • Синдромы высших корковых расстройств – агнозии, апраксии.
                        • Клиническая структура психопатологических синдромов. Астенический синдром. Обсессивно-фобический синдром. Синдром невротической депрессии. Невротическая ипохондрия. Истерический симптомокомплекс.
                        • Нарушения познавательных процессов, памяти и мышления. Психопатология поведения.
                        Практикум: Выполнение заданий, связанных со знанием развития нервно-психических функций в условиях патологии. Составление перечня органических заболеваний нервной системы.

                        Общее количество практических занятий: 3
                            Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения
                            Длительность – 46 а.ч:

                            • Анатомия, физиология и патология зрительного анализатора.
                            • Анатомия, физиология и патология слухового анализатора.
                            • Периферический и центральный отделы речевого аппарата.
                            • Анатомия, физиология и патология речи.
                            • Роль слухового и зрительного анализаторов в развитии речи.

                            Практикум: Составление характеристики строения и функций зрительного анализатора. Формулировка гигиенических требований к зрению детей. Решение практических заданий, связанных с распределением пациентов по подразделениям с учетом заданных условий. Составление характеристики возрастных изменений в наружном и среднем ухе, восприятия высоты звука, остроты слуха. Составление характеристики патологии речевого аппарата человека. Отбор профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей.

                            Общее количество практических занятий: 3

                                Развитие речи в норме и недоразвитие речи
                                Длительность – 46 а.ч:

                                • Теории усвоения языка. Основы психолингвистики.
                                • Анатомо-физиологические основы устной речи.
                                • Основные механизмы устной речи. Концепция речепорождения.
                                • Закономерности речевого развития. Этапы нормального речевого онтогенеза.
                                • Развитие речи в норме: произносительная и фонематическая сторона речи, слоговая структура, лексика и грамматический строй.
                                • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Причины возникновения, специфика развития речи.
                                • Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи. Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития.
                                • Предупреждение речевых нарушений. Первичная, вторичная, третичная профилактика.

                                Практикум: Определение последовательности появления в речи ребенка звуков родного языка и различения звуков на слух, усвоения грамматических категорий языка. Определение этапа становления связной речи в онтогенезе по предложенному описанию. Определение соответствующих теорий усвоения языка и авторов данных теорий на основании описанных концептуальных положений.Составление характеристики основных признаков ФФНР и ОНР. Подбор примеров из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми. Составление характеристики уровней речевого развития и их дифференциация. Раскрытие задач логопедической работы с детьми с ОНР при разных уровнях речевого развития.

                                Общее количество практических занятий: 3
                                    Психолого-педагогическая диагностика нарушений речевого развития
                                    Длительность – 46 а.ч:

                                    • Принципы, задачи, методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития.
                                    • Построение психодиагностического процесса. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста, младших школьников.
                                    • Особенности развития детей с нарушениями речи. Понятие и виды дизонтогенеза. Характеристика дизонтогенеза детей с речевыми нарушениями.
                                    • Психодиагностика познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи.
                                    • Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы. Изучение проявлений агрессии, детских страхов, тревожности у детей.
                                    • Особенности психодиагностики личностной сферы дошкольников и младших школьников с нарушениями речи.
                                    • Особенности педагогического изучения детей с нарушениями речи.
                                    • Составление психолого-педагогической характеристики.

                                    Практикум: Установление последовательности этапов психодиагностики нарушенного развития. Выполнение заданий, направленных на отработку умения использовать в практической деятельности знания о принципах психолого-педагогической диагностики, методике «Прогрессивные матрицы Равена», методике Рене Жиля, методике «Тест школьной тревожности Филлипса». Проведение психолого-педагогического обследования ребенка школьного или дошкольного возраста, составление психолого-педагогической характеристики по итогам диагностики.

                                    Общее количество практических занятий: 3

                                        Введение в логопедическую специальность с основами логопедии
                                        Длительность – 50 а.ч:

                                        • Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
                                        • Характеристика личности логопеда. Признаки профессионализма логопеда.
                                        • Причины нарушений речи. Структура речевого дефекта.
                                        • Классификации речевых нарушений.
                                        • Виды речевых нарушений и их коррекция. Нарушения устной и письменной речи.
                                        • Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
                                        • Особенности логопедической работы при различных видах дизонтогенеза.

                                        Практикум: Определение места нарушения речи в клинико-педагогической классификации речевых нарушений. Определение видов речевого нарушения по предложенным описаниям. Определение артикуляционных упражнений, необходимых для подготовки к постановке соответствующих звуков. Подбор заданий, игр для обследования фонематического слуха; звукопроизношения; лексико-грамматического строя речи; связной речи; чтения; письма (один раздел на выбор). Определение направлений логопедической работы при устранении различных нарушений речи. Анализ работы логопеда с различными категориями детей, имеющих проблемы в развитии, и определение особенностей работы.

                                        Общее количество практических занятий: 3
                                            Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
                                            Длительность – 50 а.ч:

                                            • Методы логопсихологии.
                                            • Понятия нормы и аномальности. Общие и специфические закономерности психического развития. Компенсация отклонений в развитии.
                                            • Особенности развития познавательной сферы у лиц с нарушениями речи.
                                            • Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Формирование личности.
                                            • Особенности деятельности. Социализация.
                                            • Дифференциальная диагностика в логопсихологии.
                                            • Психокоррекционная работа по преодолению нарушений и развитию познавательной сферы; эмоционально-волевой сферы; мотивационно-потребностной сферы, самооценки и притязаний; межличностных отношений и общения детей с нарушениями речи.

                                            Практикум: Приведение в соответствие вида и характеристики компенсации и подбор примеров. Определение возрастных кризисов по описанию их характеристики. Подбор примеров дизонтогенеза. Составление картотеки заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), не менее 3 заданий по каждому направлению с указанием возрастной категории. Составление плана-конспекта психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с указанием возраста и речевого дефекта).

                                            Общее количество практических занятий: 3
                                              Дислалия. Коррекция различных вариантов нарушений звукопроизношения
                                              Длительность – 50 а.ч:

                                              • Классификации звуков русской фонетической системы.
                                              • Характеристика правильной артикуляции звуков. Механизмы образования звуков.
                                              • Этиология, механизм, формы и симптоматика дислалии.
                                              • Методика обследования произносительной стороны речи.
                                              • Задачи и направления логопедической работы по устранению дислалии.
                                              • Специфика этапов логопедической работы по устранению дислалии.
                                              • Нарушения произношения свистящих и шипящих звуков и их коррекция.
                                              • Нарушения произношения звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'] и их коррекция.
                                              • Нарушения произношения заднеязычных звуков и их коррекция. Дефекты оглушения и смягчения и их коррекция.

                                              Практикум: Определение звука по его артикуляционному профилю, описанию его артикуляционной характеристики, описанию его правильной артикуляции. Составление программы обследования произносительной стороны речи для ребенка старшего дошкольного возраста. Определение звуков, для постановки которых предназначены описанные приемы. Определение вида артикуляционного упражнения. Определение способа постановки звука по описанию приема постановки.

                                              Общее количество практических занятий: 3
                                                  Ринолалия. Содержание коррекционной работы по исправлению последствий врожденных расщелин губы и неба у детей и подростков
                                                  Длительность – 50 а.ч:

                                                  • Анатомо-физиологические особенности формирования зубочелюстной системы у детей.
                                                  • Понятие ринолалии. Структура дефекта. Нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Характеристика основных видов.
                                                  • Ринофония. Отличие открытой ринолалии и ринофонии.
                                                  • Особенности речевого развития детей с открытой ринолалией.
                                                  • Характеристика проявлений вторичных нарушений у детей с ринолалией.
                                                  • Нарушения письменной речи у учащихся с ринолалией.
                                                  • Содержание комплексного исследования лиц с ринолалией. Стоматологическое обследование. Логопедическое обследование. Психолого-педагогическое обследование.
                                                  • Особенности коррекционно-педагогической работы в дооперационный период.
                                                  • Содержание работы в послеоперационный период.
                                                  • Специальные приемы постановки звуков при ринолалии.
                                                  • Приемы логопедического массажа в системе коррекционной работы.
                                                  • Применение средств логоритмических упражнений на занятиях с детьми с ринолалией.

                                                  Практикум: Описание анатомических изменений челюстно-лицевой области при врожденных расщелинах губы и неба. Характеристика нарушений голоса при ринолалии и ринофонии. Определение видов расщелин. Заполнение таблицы «Характеристика детей с открытой формой ринолалии».

                                                  Общее количество практических занятий: 4
                                                        Дизартрия. Особенности логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи, обусловленных недостатками иннервации речевого аппарата
                                                        Длительность – 50 а.ч:

                                                        • Понятие дизартрии. Этиология. Патогенез. Дифференциальная диагностика дизартрии.
                                                        • Клинические формы дизартрии у взрослых лиц.
                                                        • Основные формы дизартрии у детей. Особенности речевых нарушений при ДЦП. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией.
                                                        • Методики логопедического обследования детей и подростков с дизартрией.
                                                        • Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц.
                                                        • Основные направления комплексной реабилитации лиц с дизартрией.
                                                        • Особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии.
                                                        • Система психолого-логопедических упражнений при реабилитации детей с церебральным параличом.
                                                        • Профилактика дизартрии у детей. Первичная, вторичная и третичная профилактика.

                                                        Практикум: Определение формы дизартрии по описанию структуры дефекта. Составление сравнительной характеристики форм дизартрии. Описание симптомов бульбарной дизартрии и составление плана коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи. Описание симптомов мозжечковой дизартрии и подбор упражнений для восстановления произносительной стороны речи. Составление конспекта логопедического занятия ребенка с дизартрией с указанием возраста.

                                                        Общее количество практических занятий: 3
                                                              Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
                                                              Длительность – 50 а.ч:

                                                              • Понятие алалии. Этиология. Анатомо-физиологические основы возникновения.
                                                              • Классификации алалии.
                                                              • Схема обследования детей с алалией. Особенности обследования безречевого ребенка.
                                                              • Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний.
                                                              • Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии.
                                                              • Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
                                                              • Симптоматика сенсорной алалии. Разграничение детей с сенсорной алалией и слабослышащих.
                                                              • Психолого-педагогические и речевые особенности детей.
                                                              • Содержание коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Методы и принципы работы.

                                                              Практикум: Определение критериев сравнения и форм алалии. Определение форм алалии по их описанию. Характеристика речи ребенка с моторной алалией. Составление вопросов, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития. Составление перечня вопросов к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимых при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения. Разработка конспекта индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной (или сенсорной) алалией с указанием возраста и этапа коррекционной работы.

                                                              Общее количество практических занятий: 3
                                                                    Афазия. Особенности коррекционно-логопедической работы по восстановлению речевых и неречевых функций
                                                                    Длительность – 50 а.ч:

                                                                    • Понятие об афазии. Этиология. Особенности афазии у детей.
                                                                    • Классификация афазий. Особенности проявления, признаки, симптоматика различных форм афазий в зависимости от зоны поражения.
                                                                    • Атипичная афазия: понятие, виды.
                                                                    • Особенности нарушений неречевых функций при афазии (агнозии, апраксии, акалькулии).
                                                                    • Схема обследования пациентов с афазией. Специфика обследования неречевых функций при афазии.
                                                                    • Основные принципы и методы восстановительного обучения. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления.
                                                                    • Динамика восстановления речи при разных формах афазии.
                                                                    • Кинезитерапия больных с афазией в системе восстановительного обучения.

                                                                    Практикум: Соотнесение формы афазии с зонами поражения. Определение форм афазии по характеристике первичного дефекта. Определение места формы афазии в классификации. Проведение анализа речевых карт. Определение формы афатического нарушения. Составление программы восстановительного обучения.

                                                                    Общее количество практических занятий: 3

                                                                          Заикание. Психолого-педагогические технологии коррекционной работы по нормализации темпо-ритмической организации речи
                                                                          Длительность – 50 а.ч:

                                                                          • Понятие заикания. Этиология заикания.
                                                                          • Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии.
                                                                          • Организация логопедического обследования лиц с заиканием.
                                                                          • Формы и содержание логопедических занятий по устранению заикания у детей и подростков. Применение практического материала на занятиях.
                                                                          • Обзор новейших технологий коррекции заикания у лиц разной возрастной категории.
                                                                          • Профилактика рецидивов возникновения заикания.
                                                                          • Технологии коррекции заикания: дыхательная, артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж, ритмика, работа над голосом, работа над расслаблением, саморелаксация.

                                                                          Практикум: Определение типов судорог. Определение типов заикания по их характеристикам. Составление сравнительной характеристики невротической и неврозоподобной формы заикания. Проведение обследования заикающегося ребенка. На основании результатов обследования – формулировка логопедического заключения, составление прогноза и рекомендаций по дальнейшей коррекционной работе с данным ребенком. Разработка конспекта логопедического занятия с учетом диагностики заикающегося ребенка (с указанием возрастной категории).

                                                                          Общее количество практических занятий: 3
                                                                                Нарушения письменной речи. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии
                                                                                Длительность – 50 а.ч:

                                                                                • Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений.
                                                                                • Обследование лиц с нарушениями письменной речи, обработка результатов обследования.
                                                                                • Учет ошибок и их интерпретация при нарушении письма.
                                                                                • Учет ошибок и их интерпретация при нарушении чтения.
                                                                                • Методы и приемы работы для устранения различных видов дисграфии и дислексии.

                                                                                Практикум: Определение скорости чтения для ребенка, обучающегося во 2 классе. Определение формы дислексии по механизму нарушения и симптоматике. Определение формы дисграфии по механизму нарушения и симптоматике. Анализ примеров письменных работ школьников, нахождение специфических ошибок, определение вида/видов дисграфии и формулировка логопедических заключений. Определение направлений логопедической работы по устранению одного из выявленных в предыдущих заданиях нарушений письменной речи. Характеристика содержания работы по каждому направлению.

                                                                                Общее количество практических занятий: 3
                                                                                      Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
                                                                                      Длительность – 50 а.ч:

                                                                                      • Технология коррекции звукопроизношения.
                                                                                      • Технология развития и коррекции интонационной стороны речи.
                                                                                      • Технологии коррекции голоса при ринолалии, дизартрии, заикании. Упражнения для работы над голосом.
                                                                                      • Технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи.
                                                                                      • Технология развития и коррекции дыхания. Требования к проведению дыхательной гимнастики.
                                                                                      • Современные технологии формирования речевого дыхания при заикании, ринолалии, дизартрии.

                                                                                      Практикум: Определение звука, для которого предназначен прием постановки. Определение способа постановки звука по его описанию. Составление характеристики особенностей применения различных компьютерных технологий (тренажеров) для коррекции речевых нарушений.

                                                                                      Общее количество практических занятий: 3
                                                                                            Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы
                                                                                            Длительность – 50 а.ч:

                                                                                            • Формы организации логопедической работы в школьных и дошкольных учреждениях.
                                                                                            • Структура и особенности содержания индивидуальных логопедических занятий.
                                                                                            • Планирование индивидуальной логопедической работы – перспективное, текущее. Составление плана-конспекта индивидуального логопедического занятия.
                                                                                            • Типы и содержание логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями.
                                                                                            • Тематический подход к организации фронтальной формы логопедической работы. Занятия в микрогруппах.
                                                                                            • Структура фронтального логопедического занятия. Принципы проектирования и планирования этапов фронтального занятия.

                                                                                            Практикум: Подбор упражнений и игр для формирования грамматического строя речи, для развития внимания и памяти. Составление планов-конспектов индивидуальных занятий. Выполнение сравнительного анализа типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями по основным критериям. Составление конспекта фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи.

                                                                                            Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                  Нейропсихология речи
                                                                                                  Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                  • Современные представления о высших психических функциях.
                                                                                                  • Понятие речевой функции в нейропсихологии.
                                                                                                  • Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании ВПФ.
                                                                                                  • Мозговая организация гностических, праксических и символических функций.
                                                                                                  • Мозговая организация речи.
                                                                                                  • Изучение нарушений ВПФ в нейропсихологии.
                                                                                                  • Причины нарушений ВПФ органического и функционального генеза.
                                                                                                  • Нейропсихологическая диагностика нарушений речи и других ВПФ.

                                                                                                  Практикум: Характеристика видов речи. Определение основных составляющих языковых систем. Выполнение задания, направленного на отработку умения использовать в практической деятельности знания о высших психических функциях. Заполнение таблицы «Методы диагностики нарушений ВПФ у взрослых».

                                                                                                  Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                        Основы реабилитологии
                                                                                                        Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                        • Понятие, виды и направления реабилитации.
                                                                                                        • Принципы реабилитации, ее этапы и уровни.
                                                                                                        • Основные виды реабилитационных мероприятий.
                                                                                                        • Инсульт и черепно-мозговые травмы: понятие, причины, классификация.
                                                                                                        • Этапы реабилитации больных, перенесших инсульт.
                                                                                                        • Реабилитация больных с черепно-мозговыми травмами.
                                                                                                        • Реабилитационный потенциал и ограничения реабилитации.
                                                                                                        • Особенности нейропсихологической реабилитации.
                                                                                                        • Задачи, принципы и методы восстановительного обучения больных с речевыми нарушениями.
                                                                                                        • Специфика логопедической работы с больными, имеющими нарушения глотания.

                                                                                                        Практикум: Определение видов инсульта и их симптоматики. Определение видов повреждения головного мозга по предложенному описанию симптоматики. Определение содержания реабилитационных мероприятий в соответствии с основными задачами реабилитации больных, перенесших ЧМТ. Описание требований к методам восстановительного обучения больных с нарушениями речи. Описание содержания методов коррекции нарушений функции глотания, которые могут быть использованы в работе специалиста по глотанию (логопеда).

                                                                                                        Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                              Методика восстановительного обучения после органических поражений головного мозга
                                                                                                              Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                              • Методика логопедической работы на раннем этапе восстановления.
                                                                                                              • Восстановление устной экспрессивной речи.
                                                                                                              • Работа по преодолению различных форм нарушения понимания речи.
                                                                                                              • Преодоление нарушений письма при различных формах афазии.
                                                                                                              • Нарушение и восстановление функции чтения в структуре афатических нарушений.
                                                                                                              • Методы восстановления счета при акалькулии.
                                                                                                              • Нарушения различных видов гнозиса и способы их преодоления.
                                                                                                              • Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксией.

                                                                                                              Практикум: Определение метода восстановления письма при эфферентной моторной аграфии по его описанию. Характеристика особенностей восстановительного обучения при акустико-мнестической алексии, эфферентной моторной алексии. Составление подборки заданий и упражнений (не менее 5), направленных на преодоление акалькулии у больных после органических поражений головного мозга. Составление подборки заданий и упражнений, направленных на преодоление нарушений предметного гнозиса и симультанного гнозиса, кинестетического праксиса и кинетического праксиса у больных после органических поражений головного мозга. Составление подборки заданий и упражнений, направленных на преодоление пространственных нарушений у больных после органических поражений головного мозга.

                                                                                                              Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                    Технологии логопедического массажа в преодолении моторных нарушений устной речи
                                                                                                                    Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                    • Физиологическое действие массажа.
                                                                                                                    • Мышечное строение периферического речевого аппарата.
                                                                                                                    • Виды логопедического массажа.
                                                                                                                    • Показания и противопоказания к проведению логопедического массажа.
                                                                                                                    • Общие рекомендации к проведению массажа.
                                                                                                                    • Методика проведения классического логопедического массажа.
                                                                                                                    • Методика проведения зондового логопедического массажа.

                                                                                                                    Практикум: Составление схемы и содержания предварительной диагностики состояния речевого аппарата перед проведением логопедического массажа. Определение последовательности воздействия на массируемые области в процессе проведения расслабляющего массажа. Определение последовательности воздействия на массируемые области в процессе проведения активизирующего массажа.

                                                                                                                    Общее количество практических занятий: 3

                                                                                                                          Технологии логопедического массажа в преодолении моторных нарушений устной речи
                                                                                                                          Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                          • Физиологическое действие массажа.
                                                                                                                          • Мышечное строение периферического речевого аппарата.
                                                                                                                          • Виды логопедического массажа.
                                                                                                                          • Показания и противопоказания к проведению логопедического массажа.
                                                                                                                          • Общие рекомендации к проведению массажа.
                                                                                                                          • Методика проведения классического логопедического массажа.
                                                                                                                          • Методика проведения зондового логопедического массажа.

                                                                                                                          Практикум: Составление схемы и содержания предварительной диагностики состояния речевого аппарата перед проведением логопедического массажа. Определение последовательности воздействия на массируемые области в процессе проведения расслабляющего массажа. Определение последовательности воздействия на массируемые области в процессе проведения активизирующего массажа.

                                                                                                                          Общее количество практических занятий: 3

                                                                                                                                Итоговая аттестация
                                                                                                                                Итоговая аттестация - 34 академ. часа
                                                                                                                                Теория обучения и воспитания
                                                                                                                                Длительность – 46 а.ч.

                                                                                                                                • Сущность и структура процесса обучения. Современные подходы к усвоению учебной информации.
                                                                                                                                • Сущность содержания образования. Формы организации обучения в современной системе образования.
                                                                                                                                • Сущность воспитания, его связь с социализацией.
                                                                                                                                • Закономерности и принципы воспитания. Содержание и организация воспитательного процесса. Многообразие форм воспитательной работы.
                                                                                                                                • Методы обучения и воспитания. Классификация, назначение, условия эффективности и специфика.
                                                                                                                                • Воспитывающие ситуации и технология их создания на уроках и во внеурочной работе.

                                                                                                                                Практикум: Определение факторов социализация личности. Определение принципа воспитания по его содержанию. Сравнительная характеристика нравственного чувства и нравственного мышления. Сравнительный анализ методов активного и интерактивного обучения, составление выводов об их сходстве и различиях. Составление памятки для школьников 10-11 классов с целью подготовки их к участию в дискуссиях по конкретному учебному предмету.Анализ педагогической ситуации, определение использованных методов и средств воспитательной работы; формулировка вывода об эффективности использованных методов и ошибках, допущенных педагогом. Анализ воспитывающей ситуации, обоснование выбора именно этой воспитывающей ситуации, характеристика помощи, оказанной ученику.

                                                                                                                                Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                    Современные педагогические технологии
                                                                                                                                    Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                    Понятие и классификации педагогических технологий. Компоненты педагогической технологии. Технологическая карта воспитания. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития. Технологии развивающего обучения. Технология проблемного обучения. Технологии личностно-ориентированного обучения. Здоровьесберегающие технологии. Игровые технологии.Технологии онлайн-образования.

                                                                                                                                    Практикум: Анализ педагогических ситуаций и определение педагогических технологий. Определение последовательности выполнения учебных действий при решении учебной задачи.Соотнесение действий педагога и обучающегося в проблемном обучении. Просмотр и проведение анализа урока в начальной школе по предложенной схеме. Задание на выполнение систематизации подходов к классификации педагогических онлайн-технологий. Проведение ранжировки перечисленных проблем по степени актуальности для современной школы.

                                                                                                                                    Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                      Общая психология
                                                                                                                                      Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                      • Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы психологии.
                                                                                                                                      • Понимание о поведении с точки зрения влияния потребностей, мотивов и целей деятельности.
                                                                                                                                      • Специфика познавательных процессов, их структура (ощущение и восприятие, память и внимание, воображение, мышление и речь).
                                                                                                                                      • В чем и как проявляются эмоционально-волевые процессы.
                                                                                                                                      • Как образуются индивидуально-психологические особенности личности (общая характеристика способностей человека, их типы).
                                                                                                                                      • Какие виды темперамента существуют, как формируется характер.

                                                                                                                                      Практикум: Психологический анализ практической ситуации с опорой на теорию деятельности А.Н. Леонтьева. Заполнение схемы сложного волевого действия. Выполнение задания на установление соответствия базовых эмоций их проявлениям. Выполнение задания на установление соответствия типа темперамента его типичным проявлениям.Выполнение задания, направленного на отработку умения использовать в практической деятельности знания о сущности и значении эмоций в жизни человека. Выполнение задания, направленного на отработку умения использовать в практической деятельности знания об особенностях деятельности человека.

                                                                                                                                      Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                          Педагогическая психология
                                                                                                                                          Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                          • Концепции обучения и их психологические основания.
                                                                                                                                          • Психологические основы педагогической деятельности.
                                                                                                                                          • Представление об основных педагогических умениях и функциях, их классификации.
                                                                                                                                          • Стиль педагогической деятельности. Определение стиля деятельности, виды стилей педагогической деятельности.
                                                                                                                                          • Психология обучения и воспитания. Основные категории.
                                                                                                                                          • Учебная деятельность. Определение и структура учебной деятельности.

                                                                                                                                          Практикум: Исследование познавательной и мотивационной сферы обучающихся различных возрастных групп с 1 испытуемым по 2-3 методикам.

                                                                                                                                          Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                            Психология развития и возрастная психология
                                                                                                                                            Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                            • Предмет, проблемы и методы возрастной психологии.
                                                                                                                                            • Проблема возрастной периодизации. Цель и типы периодизаций.
                                                                                                                                            • Условия психического развития.
                                                                                                                                            • Особенности психического развития в период младенчества (первый год жизни).
                                                                                                                                            • Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Развитие психических функций. Кризис 3 лет.
                                                                                                                                            • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Развитие психических функций.
                                                                                                                                            • Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Кризис 7 лет. Развитие психических функций. Развитие личности.
                                                                                                                                            • Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие. Личность подростка.
                                                                                                                                            • Особенности психического развития от юности до пожилого возраста.

                                                                                                                                            Практикум: Установление соотношения названий психосоциальных стадий, исходя из эпигенетической теории Э. Эриксона, с возрастными периодами. Определение алгоритма разрушения привязанности. Выполнение заданий на отработку умения ориентироваться в психологических особенностях кризиса 3 и 7 лет.Установление последствий разрушения привязанности. Проведение сравнения особенностей самооценки в подростковом и юношеском возрасте с заполнением таблицы. Составление характеристики развития в юношеском, зрелом возрасте, а также периода старения по показателям, предложенным преподавателем с заполнением таблицы.

                                                                                                                                            Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                Специальная педагогика и психология
                                                                                                                                                Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                                • Основные понятия, термины специальной педагогики.
                                                                                                                                                • Предметные области специальной педагогики.
                                                                                                                                                • Особенности профессиональной деятельности и личности педагога системы специального образования. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога.
                                                                                                                                                • Современная система специального образования. Комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
                                                                                                                                                • Дифференциация и интеграция общего и специального образования. Современное понятие интеграции. Модели интегрированного обучения.
                                                                                                                                                • Гуманистические образовательные технологии. Педагогика Марии Монтессори. Педагогика Рудольфа Штайнера.

                                                                                                                                                Практикум: Составление характеристики общих и специфических закономерностей психического развития при ограниченных возможностях здоровья. Подбор примеров внутрисистемной и межсистемной компенсации. Составление характеристики общих и специальных принципов в системе специального образования. Составление перечня действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в современной России.Составление перечня действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих права лиц с ОВЗ в регионе проживания обучающегося. Анализ возможностей получить различные уровни образования в России с помощью дистанционных технологий для лиц с ограниченной трудоспособностью. Проведение сравнительного анализа педагогик Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера.

                                                                                                                                                Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                  Инклюзивное и интегрированное образование
                                                                                                                                                  Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                                  • Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования.
                                                                                                                                                  • Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования.
                                                                                                                                                  • Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
                                                                                                                                                  • Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
                                                                                                                                                  • Построение системы сопровождения развития в образовании. Службы сопровождения в специальном образовании.
                                                                                                                                                  • Проектирование индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

                                                                                                                                                  Практикум: Составление характеристики свойств образовательного пространства, которые характерны для инклюзивной среды. Установление взаимосвязи между моделями интеграции и ее видами. Анализ педагогических ситуаций по проблеме педагогического сопровождения инклюзивного образования, предложение вариантов их решения.

                                                                                                                                                  Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                      Невропатология, психопатология
                                                                                                                                                      Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                                      • Развитие нервно-психических функций в условиях патологии. Функциональная анатомия нервной системы. Основные неврологические синдромы.
                                                                                                                                                      • Наследственно-дегенеративные, инфекционные и травматические поражения нервной системы.
                                                                                                                                                      • Синдромы высших корковых расстройств – агнозии, апраксии.
                                                                                                                                                      • Клиническая структура психопатологических синдромов. Астенический синдром. Обсессивно-фобический синдром. Синдром невротической депрессии. Невротическая ипохондрия. Истерический симптомокомплекс.
                                                                                                                                                      • Нарушения познавательных процессов, памяти и мышления. Психопатология поведения.
                                                                                                                                                      Практикум: Выполнение заданий, связанных со знанием развития нервно-психических функций в условиях патологии. Составление перечня органических заболеваний нервной системы.

                                                                                                                                                      Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                          Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения
                                                                                                                                                          Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                                          • Анатомия, физиология и патология зрительного анализатора.
                                                                                                                                                          • Анатомия, физиология и патология слухового анализатора.
                                                                                                                                                          • Периферический и центральный отделы речевого аппарата.
                                                                                                                                                          • Анатомия, физиология и патология речи.
                                                                                                                                                          • Роль слухового и зрительного анализаторов в развитии речи.

                                                                                                                                                          Практикум: Составление характеристики строения и функций зрительного анализатора. Формулировка гигиенических требований к зрению детей. Решение практических заданий, связанных с распределением пациентов по подразделениям с учетом заданных условий. Составление характеристики возрастных изменений в наружном и среднем ухе, восприятия высоты звука, остроты слуха. Составление характеристики патологии речевого аппарата человека. Отбор профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей.

                                                                                                                                                          Общее количество практических занятий: 3

                                                                                                                                                              Развитие речи в норме и недоразвитие речи
                                                                                                                                                              Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                                              • Теории усвоения языка. Основы психолингвистики.
                                                                                                                                                              • Анатомо-физиологические основы устной речи.
                                                                                                                                                              • Основные механизмы устной речи. Концепция речепорождения.
                                                                                                                                                              • Закономерности речевого развития. Этапы нормального речевого онтогенеза.
                                                                                                                                                              • Развитие речи в норме: произносительная и фонематическая сторона речи, слоговая структура, лексика и грамматический строй.
                                                                                                                                                              • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Причины возникновения, специфика развития речи.
                                                                                                                                                              • Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи. Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития.
                                                                                                                                                              • Предупреждение речевых нарушений. Первичная, вторичная, третичная профилактика.

                                                                                                                                                              Практикум: Определение последовательности появления в речи ребенка звуков родного языка и различения звуков на слух, усвоения грамматических категорий языка. Определение этапа становления связной речи в онтогенезе по предложенному описанию. Определение соответствующих теорий усвоения языка и авторов данных теорий на основании описанных концептуальных положений.Составление характеристики основных признаков ФФНР и ОНР. Подбор примеров из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми. Составление характеристики уровней речевого развития и их дифференциация. Раскрытие задач логопедической работы с детьми с ОНР при разных уровнях речевого развития.

                                                                                                                                                              Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                  Психолого-педагогическая диагностика нарушений речевого развития
                                                                                                                                                                  Длительность – 46 а.ч:

                                                                                                                                                                  • Принципы, задачи, методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития.
                                                                                                                                                                  • Построение психодиагностического процесса. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста, младших школьников.
                                                                                                                                                                  • Особенности развития детей с нарушениями речи. Понятие и виды дизонтогенеза. Характеристика дизонтогенеза детей с речевыми нарушениями.
                                                                                                                                                                  • Психодиагностика познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи.
                                                                                                                                                                  • Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы. Изучение проявлений агрессии, детских страхов, тревожности у детей.
                                                                                                                                                                  • Особенности психодиагностики личностной сферы дошкольников и младших школьников с нарушениями речи.
                                                                                                                                                                  • Особенности педагогического изучения детей с нарушениями речи.
                                                                                                                                                                  • Составление психолого-педагогической характеристики.

                                                                                                                                                                  Практикум: Установление последовательности этапов психодиагностики нарушенного развития. Выполнение заданий, направленных на отработку умения использовать в практической деятельности знания о принципах психолого-педагогической диагностики, методике «Прогрессивные матрицы Равена», методике Рене Жиля, методике «Тест школьной тревожности Филлипса». Проведение психолого-педагогического обследования ребенка школьного или дошкольного возраста, составление психолого-педагогической характеристики по итогам диагностики.

                                                                                                                                                                  Общее количество практических занятий: 3

                                                                                                                                                                      Введение в логопедическую специальность с основами логопедии
                                                                                                                                                                      Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                      • Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
                                                                                                                                                                      • Характеристика личности логопеда. Признаки профессионализма логопеда.
                                                                                                                                                                      • Причины нарушений речи. Структура речевого дефекта.
                                                                                                                                                                      • Классификации речевых нарушений.
                                                                                                                                                                      • Виды речевых нарушений и их коррекция. Нарушения устной и письменной речи.
                                                                                                                                                                      • Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
                                                                                                                                                                      • Особенности логопедической работы при различных видах дизонтогенеза.

                                                                                                                                                                      Практикум: Определение места нарушения речи в клинико-педагогической классификации речевых нарушений. Определение видов речевого нарушения по предложенным описаниям. Определение артикуляционных упражнений, необходимых для подготовки к постановке соответствующих звуков. Подбор заданий, игр для обследования фонематического слуха; звукопроизношения; лексико-грамматического строя речи; связной речи; чтения; письма (один раздел на выбор). Определение направлений логопедической работы при устранении различных нарушений речи. Анализ работы логопеда с различными категориями детей, имеющих проблемы в развитии, и определение особенностей работы.

                                                                                                                                                                      Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                          Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
                                                                                                                                                                          Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                          • Методы логопсихологии.
                                                                                                                                                                          • Понятия нормы и аномальности. Общие и специфические закономерности психического развития. Компенсация отклонений в развитии.
                                                                                                                                                                          • Особенности развития познавательной сферы у лиц с нарушениями речи.
                                                                                                                                                                          • Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Формирование личности.
                                                                                                                                                                          • Особенности деятельности. Социализация.
                                                                                                                                                                          • Дифференциальная диагностика в логопсихологии.
                                                                                                                                                                          • Психокоррекционная работа по преодолению нарушений и развитию познавательной сферы; эмоционально-волевой сферы; мотивационно-потребностной сферы, самооценки и притязаний; межличностных отношений и общения детей с нарушениями речи.

                                                                                                                                                                          Практикум: Приведение в соответствие вида и характеристики компенсации и подбор примеров. Определение возрастных кризисов по описанию их характеристики. Подбор примеров дизонтогенеза. Составление картотеки заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), не менее 3 заданий по каждому направлению с указанием возрастной категории. Составление плана-конспекта психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с указанием возраста и речевого дефекта).

                                                                                                                                                                          Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                            Дислалия. Коррекция различных вариантов нарушений звукопроизношения
                                                                                                                                                                            Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                            • Классификации звуков русской фонетической системы.
                                                                                                                                                                            • Характеристика правильной артикуляции звуков. Механизмы образования звуков.
                                                                                                                                                                            • Этиология, механизм, формы и симптоматика дислалии.
                                                                                                                                                                            • Методика обследования произносительной стороны речи.
                                                                                                                                                                            • Задачи и направления логопедической работы по устранению дислалии.
                                                                                                                                                                            • Специфика этапов логопедической работы по устранению дислалии.
                                                                                                                                                                            • Нарушения произношения свистящих и шипящих звуков и их коррекция.
                                                                                                                                                                            • Нарушения произношения звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'] и их коррекция.
                                                                                                                                                                            • Нарушения произношения заднеязычных звуков и их коррекция. Дефекты оглушения и смягчения и их коррекция.

                                                                                                                                                                            Практикум: Определение звука по его артикуляционному профилю, описанию его артикуляционной характеристики, описанию его правильной артикуляции. Составление программы обследования произносительной стороны речи для ребенка старшего дошкольного возраста. Определение звуков, для постановки которых предназначены описанные приемы. Определение вида артикуляционного упражнения. Определение способа постановки звука по описанию приема постановки.

                                                                                                                                                                            Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                Ринолалия. Содержание коррекционной работы по исправлению последствий врожденных расщелин губы и неба у детей и подростков
                                                                                                                                                                                Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                • Анатомо-физиологические особенности формирования зубочелюстной системы у детей.
                                                                                                                                                                                • Понятие ринолалии. Структура дефекта. Нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Характеристика основных видов.
                                                                                                                                                                                • Ринофония. Отличие открытой ринолалии и ринофонии.
                                                                                                                                                                                • Особенности речевого развития детей с открытой ринолалией.
                                                                                                                                                                                • Характеристика проявлений вторичных нарушений у детей с ринолалией.
                                                                                                                                                                                • Нарушения письменной речи у учащихся с ринолалией.
                                                                                                                                                                                • Содержание комплексного исследования лиц с ринолалией. Стоматологическое обследование. Логопедическое обследование. Психолого-педагогическое обследование.
                                                                                                                                                                                • Особенности коррекционно-педагогической работы в дооперационный период.
                                                                                                                                                                                • Содержание работы в послеоперационный период.
                                                                                                                                                                                • Специальные приемы постановки звуков при ринолалии.
                                                                                                                                                                                • Приемы логопедического массажа в системе коррекционной работы.
                                                                                                                                                                                • Применение средств логоритмических упражнений на занятиях с детьми с ринолалией.

                                                                                                                                                                                Практикум: Описание анатомических изменений челюстно-лицевой области при врожденных расщелинах губы и неба. Характеристика нарушений голоса при ринолалии и ринофонии. Определение видов расщелин. Заполнение таблицы «Характеристика детей с открытой формой ринолалии».

                                                                                                                                                                                Общее количество практических занятий: 4
                                                                                                                                                                                      Дизартрия. Особенности логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи, обусловленных недостатками иннервации речевого аппарата
                                                                                                                                                                                      Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                      • Понятие дизартрии. Этиология. Патогенез. Дифференциальная диагностика дизартрии.
                                                                                                                                                                                      • Клинические формы дизартрии у взрослых лиц.
                                                                                                                                                                                      • Основные формы дизартрии у детей. Особенности речевых нарушений при ДЦП. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией.
                                                                                                                                                                                      • Методики логопедического обследования детей и подростков с дизартрией.
                                                                                                                                                                                      • Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц.
                                                                                                                                                                                      • Основные направления комплексной реабилитации лиц с дизартрией.
                                                                                                                                                                                      • Особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения при дизартрии.
                                                                                                                                                                                      • Система психолого-логопедических упражнений при реабилитации детей с церебральным параличом.
                                                                                                                                                                                      • Профилактика дизартрии у детей. Первичная, вторичная и третичная профилактика.

                                                                                                                                                                                      Практикум: Определение формы дизартрии по описанию структуры дефекта. Составление сравнительной характеристики форм дизартрии. Описание симптомов бульбарной дизартрии и составление плана коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи. Описание симптомов мозжечковой дизартрии и подбор упражнений для восстановления произносительной стороны речи. Составление конспекта логопедического занятия ребенка с дизартрией с указанием возраста.

                                                                                                                                                                                      Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                            Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
                                                                                                                                                                                            Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                            • Понятие алалии. Этиология. Анатомо-физиологические основы возникновения.
                                                                                                                                                                                            • Классификации алалии.
                                                                                                                                                                                            • Схема обследования детей с алалией. Особенности обследования безречевого ребенка.
                                                                                                                                                                                            • Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний.
                                                                                                                                                                                            • Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии.
                                                                                                                                                                                            • Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
                                                                                                                                                                                            • Симптоматика сенсорной алалии. Разграничение детей с сенсорной алалией и слабослышащих.
                                                                                                                                                                                            • Психолого-педагогические и речевые особенности детей.
                                                                                                                                                                                            • Содержание коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Методы и принципы работы.

                                                                                                                                                                                            Практикум: Определение критериев сравнения и форм алалии. Определение форм алалии по их описанию. Характеристика речи ребенка с моторной алалией. Составление вопросов, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития. Составление перечня вопросов к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимых при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения. Разработка конспекта индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной (или сенсорной) алалией с указанием возраста и этапа коррекционной работы.

                                                                                                                                                                                            Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                                  Афазия. Особенности коррекционно-логопедической работы по восстановлению речевых и неречевых функций
                                                                                                                                                                                                  Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                  • Понятие об афазии. Этиология. Особенности афазии у детей.
                                                                                                                                                                                                  • Классификация афазий. Особенности проявления, признаки, симптоматика различных форм афазий в зависимости от зоны поражения.
                                                                                                                                                                                                  • Атипичная афазия: понятие, виды.
                                                                                                                                                                                                  • Особенности нарушений неречевых функций при афазии (агнозии, апраксии, акалькулии).
                                                                                                                                                                                                  • Схема обследования пациентов с афазией. Специфика обследования неречевых функций при афазии.
                                                                                                                                                                                                  • Основные принципы и методы восстановительного обучения. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления.
                                                                                                                                                                                                  • Динамика восстановления речи при разных формах афазии.
                                                                                                                                                                                                  • Кинезитерапия больных с афазией в системе восстановительного обучения.

                                                                                                                                                                                                  Практикум: Соотнесение формы афазии с зонами поражения. Определение форм афазии по характеристике первичного дефекта. Определение места формы афазии в классификации. Проведение анализа речевых карт. Определение формы афатического нарушения. Составление программы восстановительного обучения.

                                                                                                                                                                                                  Общее количество практических занятий: 3

                                                                                                                                                                                                        Заикание. Психолого-педагогические технологии коррекционной работы по нормализации темпо-ритмической организации речи
                                                                                                                                                                                                        Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                        • Понятие заикания. Этиология заикания.
                                                                                                                                                                                                        • Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии.
                                                                                                                                                                                                        • Организация логопедического обследования лиц с заиканием.
                                                                                                                                                                                                        • Формы и содержание логопедических занятий по устранению заикания у детей и подростков. Применение практического материала на занятиях.
                                                                                                                                                                                                        • Обзор новейших технологий коррекции заикания у лиц разной возрастной категории.
                                                                                                                                                                                                        • Профилактика рецидивов возникновения заикания.
                                                                                                                                                                                                        • Технологии коррекции заикания: дыхательная, артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж, ритмика, работа над голосом, работа над расслаблением, саморелаксация.

                                                                                                                                                                                                        Практикум: Определение типов судорог. Определение типов заикания по их характеристикам. Составление сравнительной характеристики невротической и неврозоподобной формы заикания. Проведение обследования заикающегося ребенка. На основании результатов обследования – формулировка логопедического заключения, составление прогноза и рекомендаций по дальнейшей коррекционной работе с данным ребенком. Разработка конспекта логопедического занятия с учетом диагностики заикающегося ребенка (с указанием возрастной категории).

                                                                                                                                                                                                        Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                                              Нарушения письменной речи. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии
                                                                                                                                                                                                              Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                              • Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений.
                                                                                                                                                                                                              • Обследование лиц с нарушениями письменной речи, обработка результатов обследования.
                                                                                                                                                                                                              • Учет ошибок и их интерпретация при нарушении письма.
                                                                                                                                                                                                              • Учет ошибок и их интерпретация при нарушении чтения.
                                                                                                                                                                                                              • Методы и приемы работы для устранения различных видов дисграфии и дислексии.

                                                                                                                                                                                                              Практикум: Определение скорости чтения для ребенка, обучающегося во 2 классе. Определение формы дислексии по механизму нарушения и симптоматике. Определение формы дисграфии по механизму нарушения и симптоматике. Анализ примеров письменных работ школьников, нахождение специфических ошибок, определение вида/видов дисграфии и формулировка логопедических заключений. Определение направлений логопедической работы по устранению одного из выявленных в предыдущих заданиях нарушений письменной речи. Характеристика содержания работы по каждому направлению.

                                                                                                                                                                                                              Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                                                    Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
                                                                                                                                                                                                                    Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                                    • Технология коррекции звукопроизношения.
                                                                                                                                                                                                                    • Технология развития и коррекции интонационной стороны речи.
                                                                                                                                                                                                                    • Технологии коррекции голоса при ринолалии, дизартрии, заикании. Упражнения для работы над голосом.
                                                                                                                                                                                                                    • Технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи.
                                                                                                                                                                                                                    • Технология развития и коррекции дыхания. Требования к проведению дыхательной гимнастики.
                                                                                                                                                                                                                    • Современные технологии формирования речевого дыхания при заикании, ринолалии, дизартрии.

                                                                                                                                                                                                                    Практикум: Определение звука, для которого предназначен прием постановки. Определение способа постановки звука по его описанию. Составление характеристики особенностей применения различных компьютерных технологий (тренажеров) для коррекции речевых нарушений.

                                                                                                                                                                                                                    Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                                                          Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы
                                                                                                                                                                                                                          Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                                          • Формы организации логопедической работы в школьных и дошкольных учреждениях.
                                                                                                                                                                                                                          • Структура и особенности содержания индивидуальных логопедических занятий.
                                                                                                                                                                                                                          • Планирование индивидуальной логопедической работы – перспективное, текущее. Составление плана-конспекта индивидуального логопедического занятия.
                                                                                                                                                                                                                          • Типы и содержание логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями.
                                                                                                                                                                                                                          • Тематический подход к организации фронтальной формы логопедической работы. Занятия в микрогруппах.
                                                                                                                                                                                                                          • Структура фронтального логопедического занятия. Принципы проектирования и планирования этапов фронтального занятия.

                                                                                                                                                                                                                          Практикум: Подбор упражнений и игр для формирования грамматического строя речи, для развития внимания и памяти. Составление планов-конспектов индивидуальных занятий. Выполнение сравнительного анализа типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями по основным критериям. Составление конспекта фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи.

                                                                                                                                                                                                                          Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                                                                Нейропсихология речи
                                                                                                                                                                                                                                Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                                                • Современные представления о высших психических функциях.
                                                                                                                                                                                                                                • Понятие речевой функции в нейропсихологии.
                                                                                                                                                                                                                                • Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании ВПФ.
                                                                                                                                                                                                                                • Мозговая организация гностических, праксических и символических функций.
                                                                                                                                                                                                                                • Мозговая организация речи.
                                                                                                                                                                                                                                • Изучение нарушений ВПФ в нейропсихологии.
                                                                                                                                                                                                                                • Причины нарушений ВПФ органического и функционального генеза.
                                                                                                                                                                                                                                • Нейропсихологическая диагностика нарушений речи и других ВПФ.

                                                                                                                                                                                                                                Практикум: Характеристика видов речи. Определение основных составляющих языковых систем. Выполнение задания, направленного на отработку умения использовать в практической деятельности знания о высших психических функциях. Заполнение таблицы «Методы диагностики нарушений ВПФ у взрослых».

                                                                                                                                                                                                                                Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                                                                      Основы реабилитологии
                                                                                                                                                                                                                                      Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                                                      • Понятие, виды и направления реабилитации.
                                                                                                                                                                                                                                      • Принципы реабилитации, ее этапы и уровни.
                                                                                                                                                                                                                                      • Основные виды реабилитационных мероприятий.
                                                                                                                                                                                                                                      • Инсульт и черепно-мозговые травмы: понятие, причины, классификация.
                                                                                                                                                                                                                                      • Этапы реабилитации больных, перенесших инсульт.
                                                                                                                                                                                                                                      • Реабилитация больных с черепно-мозговыми травмами.
                                                                                                                                                                                                                                      • Реабилитационный потенциал и ограничения реабилитации.
                                                                                                                                                                                                                                      • Особенности нейропсихологической реабилитации.
                                                                                                                                                                                                                                      • Задачи, принципы и методы восстановительного обучения больных с речевыми нарушениями.
                                                                                                                                                                                                                                      • Специфика логопедической работы с больными, имеющими нарушения глотания.

                                                                                                                                                                                                                                      Практикум: Определение видов инсульта и их симптоматики. Определение видов повреждения головного мозга по предложенному описанию симптоматики. Определение содержания реабилитационных мероприятий в соответствии с основными задачами реабилитации больных, перенесших ЧМТ. Описание требований к методам восстановительного обучения больных с нарушениями речи. Описание содержания методов коррекции нарушений функции глотания, которые могут быть использованы в работе специалиста по глотанию (логопеда).

                                                                                                                                                                                                                                      Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                                                                            Методика восстановительного обучения после органических поражений головного мозга
                                                                                                                                                                                                                                            Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                                                            • Методика логопедической работы на раннем этапе восстановления.
                                                                                                                                                                                                                                            • Восстановление устной экспрессивной речи.
                                                                                                                                                                                                                                            • Работа по преодолению различных форм нарушения понимания речи.
                                                                                                                                                                                                                                            • Преодоление нарушений письма при различных формах афазии.
                                                                                                                                                                                                                                            • Нарушение и восстановление функции чтения в структуре афатических нарушений.
                                                                                                                                                                                                                                            • Методы восстановления счета при акалькулии.
                                                                                                                                                                                                                                            • Нарушения различных видов гнозиса и способы их преодоления.
                                                                                                                                                                                                                                            • Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксией.

                                                                                                                                                                                                                                            Практикум: Определение метода восстановления письма при эфферентной моторной аграфии по его описанию. Характеристика особенностей восстановительного обучения при акустико-мнестической алексии, эфферентной моторной алексии. Составление подборки заданий и упражнений (не менее 5), направленных на преодоление акалькулии у больных после органических поражений головного мозга. Составление подборки заданий и упражнений, направленных на преодоление нарушений предметного гнозиса и симультанного гнозиса, кинестетического праксиса и кинетического праксиса у больных после органических поражений головного мозга. Составление подборки заданий и упражнений, направленных на преодоление пространственных нарушений у больных после органических поражений головного мозга.

                                                                                                                                                                                                                                            Общее количество практических занятий: 3
                                                                                                                                                                                                                                                  Технологии логопедического массажа в преодолении моторных нарушений устной речи
                                                                                                                                                                                                                                                  Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                                                                  • Физиологическое действие массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                  • Мышечное строение периферического речевого аппарата.
                                                                                                                                                                                                                                                  • Виды логопедического массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                  • Показания и противопоказания к проведению логопедического массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                  • Общие рекомендации к проведению массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                  • Методика проведения классического логопедического массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                  • Методика проведения зондового логопедического массажа.

                                                                                                                                                                                                                                                  Практикум: Составление схемы и содержания предварительной диагностики состояния речевого аппарата перед проведением логопедического массажа. Определение последовательности воздействия на массируемые области в процессе проведения расслабляющего массажа. Определение последовательности воздействия на массируемые области в процессе проведения активизирующего массажа.

                                                                                                                                                                                                                                                  Общее количество практических занятий: 3

                                                                                                                                                                                                                                                        Технологии логопедического массажа в преодолении моторных нарушений устной речи
                                                                                                                                                                                                                                                        Длительность – 50 а.ч:

                                                                                                                                                                                                                                                        • Физиологическое действие массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                        • Мышечное строение периферического речевого аппарата.
                                                                                                                                                                                                                                                        • Виды логопедического массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                        • Показания и противопоказания к проведению логопедического массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                        • Общие рекомендации к проведению массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                        • Методика проведения классического логопедического массажа.
                                                                                                                                                                                                                                                        • Методика проведения зондового логопедического массажа.

                                                                                                                                                                                                                                                        Практикум: Составление схемы и содержания предварительной диагностики состояния речевого аппарата перед проведением логопедического массажа. Определение последовательности воздействия на массируемые области в процессе проведения расслабляющего массажа. Определение последовательности воздействия на массируемые области в процессе проведения активизирующего массажа.

                                                                                                                                                                                                                                                        Общее количество практических занятий: 3

                                                                                                                                                                                                                                                              Итоговая аттестация
                                                                                                                                                                                                                                                              Итоговая аттестация - 34 академ. часа
                                                                                                                                                                                                                                                              Запишитесь на консультацию с менеджером программы
                                                                                                                                                                                                                                                              о профессиональной переподготовке московского института
                                                                                                                                                                                                                                                              Диплом
                                                                                                                                                                                                                                                              Диплом выдается студентам с высшим или средним профессиональным образованием.
                                                                                                                                                                                                                                                              Отправляется Почтой России через 10 дней после успешного завершения обучения.
                                                                                                                                                                                                                                                              Выдается на базе лицензии Департамента образования с внесением в федеральный реестр документов.
                                                                                                                                                                                                                                                              Имеет юридическую силу, действует по всей России и признается частными и госорганизациями;
                                                                                                                                                                                                                                                              Сертификат
                                                                                                                                                                                                                                                              с перечнем освоенных трудовых функций соответствующих профессиональному стандарту.
                                                                                                                                                                                                                                                              Выдается слушателям, успешно прошедшим программу обучения. Может учитываться работодателем в процессе аттестации.
                                                                                                                                                                                                                                                              Входит в 100 лучших образовательных учреждений РФ и Международную академию наук педагогического образования.
                                                                                                                                                                                                                                                              Награждены золотой медалью за участие во Всероссийском социально-экономическом проекте «Элита нации».
                                                                                                                                                                                                                                                              НИИДПО в цифрах
                                                                                                                                                                                                                                                              540+
                                                                                                                                                                                                                                                              программ обучения
                                                                                                                                                                                                                                                              экспертов-практиков
                                                                                                                                                                                                                                                              140
                                                                                                                                                                                                                                                              Данные о лицензии доступны на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре).

                                                                                                                                                                                                                                                              Работаем по стандартам ФГОС.
                                                                                                                                                                                                                                                              положительных отзывов на сайте
                                                                                                                                                                                                                                                              11 900
                                                                                                                                                                                                                                                              5
                                                                                                                                                                                                                                                              рейтинг по 281 отзыву в Яндекс
                                                                                                                                                                                                                                                              от 2840 ₽/мес
                                                                                                                                                                                                                                                              Рассрочка 0% без первого взноса:
                                                                                                                                                                                                                                                              «Учитель-логопед (логопед)» с дополнительной квалификацией «Медицинский логопед (Логопед-реабилитолог)»
                                                                                                                                                                                                                                                              Стоимость курса
                                                                                                                                                                                                                                                              Старт потока 1 ноября
                                                                                                                                                                                                                                                              Заполните форму и скидка будет забронирована за Вами!
                                                                                                                                                                                                                                                              Ваша инвестиция
                                                                                                                                                                                                                                                              в будущее
                                                                                                                                                                                                                                                              Цена:
                                                                                                                                                                                                                                                              49 900 ₽
                                                                                                                                                                                                                                                              Сезонная скидка
                                                                                                                                                                                                                                                              -32%
                                                                                                                                                                                                                                                              итог:
                                                                                                                                                                                                                                                              34 056 ₽
                                                                                                                                                                                                                                                              группа
                                                                                                                                                                                                                                                              20 мест
                                                                                                                                                                                                                                                              -32%
                                                                                                                                                                                                                                                              Успей забронировать место со скидкой
                                                                                                                                                                                                                                                              до 1 декабря!
                                                                                                                                                                                                                                                              Наш менеджер очень хочет вам помочь, оставьте свои контакты и мы вместе их проработаем!
                                                                                                                                                                                                                                                              Остались вопросы?
                                                                                                                                                                                                                                                              Бонусы за скачивание
                                                                                                                                                                                                                                                              1000+ скачиваний GooglePlay и AppStore
                                                                                                                                                                                                                                                              Мобильное приложение для слушателей института
                                                                                                                                                                                                                                                              © 2016-2021 АНО «НИИДПО»
                                                                                                                                                                                                                                                              Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования«Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения»
                                                                                                                                                                                                                                                              контакты
                                                                                                                                                                                                                                                              ПН-ВС 8:00 - 20:30 МСК
                                                                                                                                                                                                                                                              реквизиты
                                                                                                                                                                                                                                                              • ИНН 7724318601
                                                                                                                                                                                                                                                              • ОГРН 1157700006683
                                                                                                                                                                                                                                                              • Юридический адрес: 117556, г. Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1
                                                                                                                                                                                                                                                              На сайте используются cookies.